-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ANDREI-STOLIAR

 -ѕодписка по e-mail

 

 -–убрики

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2009
«аписей: 3850
 омментариев: 27745
Ќаписано: 45773


÷ерковь ”секновени€ главы »оанна ѕредтечи

¬торник, 23 Ќо€бр€ 2010 г. 12:03 + в цитатник

¬се, конечно, видели оборотную сторону тыс€чной купюры — даже российские бюджетники получают раз в мес€ц по п€ть или даже шесть таких бумажек. »зображена на ней церковь ”секновени€ главы »оанна ѕредтечи в ярославле.

—начала два слова про то, кто такой »оанн ѕредтеча или, по-другому, »оанн  реститель. ѕредтеча, т.е. предшественник »исуса ’риста — пророк, который предсказал пришествие ћессии и потом крестил его в водах »ордана. ¬ христианской религии — самый чтимый св€той после Ѕогородицы.

ћужик был строгий, любил покритиковать сильных мира сего, за что и поплатилс€ головой — царь »род јнтипа по требованию своей нечестивой супруги »родиады отрубил »оанну голову, которую потом выбросили на помойку. — помойки голову »оанна унесли верные адепты христианской религии и сделали из нее реликвию. 

¬ пам€ть о том печальном событии, которое оборвало жизнь »оанна ѕредтечи, в 1671 году жители толчковской слободы в ярославе заложили храм, который стал теперь выдающимс€ пам€тником русской архитектуры. √овор€т, что он «знаменует собой вершину развити€ самобытной €рославской художественной школы».

ќсобенностью его €вл€ютс€ два симметричных придела, которые равны по высоте основному зданию, украшенных пучками т.н. малых п€тиглавий. “аким образом церковь представл€ет собой единственный в древнерусской архитектуре п€тнадцатиглавый собор.

ѕлоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами из кирпича и изразцов. ƒл€ строительства храма прежде были построены три кирпичных завода, на которых изготавливали особый, т.н. лекальный кирпич сложной формы. ‘орм таких было сделано около п€тидес€ти. ярославские храмы слав€тс€ своими изразцами — на этой церкви не было ни одного одинакового, все были сделаны вручную, с оригинальными сюжетами. ¬ 1904 году были покрыты золотом все п€тнадцать глав храма (работы производил кресть€нин »ван  раснов за 15 тыс€ч рублей). √овор€т, в солнечную погоду храм горел и переливалс€, как будто облицованный драгоценными камн€ми.

Ќам с моим провожатым по ярославлю, местным историком и экскурсоводом Ћеной очень повезло в тот день — храм уже закрылс€ на зиму, но мы встретили человека, который охран€ет его и он пустил нас посмотреть на церковь изнутри. ”виденное совершенно поразило мен€.



“рудно поверить, но вот этот, сто€щий на отшибе, р€дом с заводскими цехами, храм по своей внутренней отделке €вл€етс€ уникальным в мировом масштабе — нигде в христианском мире нет больше такого количества сюжетов в росписи. «десь всЄ внутреннее пространство зан€то фресками — на стенах, столпах, сводах, галере€х несколько тыс€ч сюжетов на религиозные темы и многие здесь по€вились впервые в истории русского искусства.

√рандиозна€ работа по росписи интерьеров храма была осуществлена в 1695-96 годах артелью €рославских живописцев во главе с ƒмитрием ѕлехановым и ‘едором »гнатьевым. √алере€ расписывалась в 1700 г. теми же мастерами. Ћитературными источниками, кроме Ѕиблии, ∆итий св€тых, послужили произведени€ западного и восточно-византийского происхождени€: «¬еликое зерцало», «Ћимонарь сиречь цветник», русские источники — «ѕечерский патерик», и местные — «—казание об иконе “олгской Ѕогоматери». 



¬ начале XX века фрески подверглись поновлению — реставрацией стенописи занималась артель художников во главе с кресть€нином села ћатера ћ.». ƒикаревым в 1901-1903 гг. Ѕыла промыта живопись центрального храма и галереи, расписаны двери, ставни и наружные откосы окон.


–аботы по промывке стенописи продолжились в 1904-05 гг. »х производил кресть€нин слободы ћстеры ¬ладимирской губернии ћ.».ƒикарев за 7 тыс€ч рублей, он же чистил и реставрировал иконы всего иконостаса и во всем храме за 3270 рублей. ¬ 1905 году чугунный пол заменен новым, плиточным из обожженной глины, и на всех трех входах в храм с улицы устроены гранитные площадки.

¬сего на ремонт церкви из средств √осударственного казначейства благодар€ поддержке министра финансов —.ё.¬итте было выделено 64 тыс€чи рублей. Ѕольша€ часть средств была израсходована на исправление фундамента.









—мотритель церкви открыл т€желую кованую дверь в помещение главного храма и мы вошли внутрь. Ќе передать словами, какое впечатление производит этот зал с дев€ти€русной росписью снизу доверху, освещенный только не€рким осенним светом, пробивающимс€ через узкие окна наверху. 



√лавной достопримечательностью росписи этого помещени€ €вл€етс€ «церковный календарь» — роспись всех мес€цев года с указанием св€того и праздника в каждый из дней. Ётот календарь расположен на трех стенам зала, фигуры в каждом дне мес€ца не повтор€ютс€ и выписаны тщательно, с огромным старанием.












—права — изображение дн€ рождени€ ’риста.









Ќа одной из стен галереи осталс€ незаконченный фрагмент стенописи, на котором можно увидеть, как работает художник. —лой штукатурки (левкас), нанесенный на стену, делаетс€ из негашеной извести с наполнителем. Ћевкас — это основа основ, главный элемент всей росписи, от качества которого зависит то, как будет выгл€деть фреска и сколько она будет сохран€тьс€ во времени. Ћевкасом занимались особые мастера и €рославский левкас в церкви »оанна ѕредтечи был таким качественным, что бела€ краска€ в росписи практически не использовалась, хватало белизны левкаса.

Ќа роспись по такой поверхности у художника были всего сутки, поэтому работали артельно — на поверхность быстро наносилс€ контур рисунка, а потом сразу несколько мастеров приступали к делу. —амые опытные писали лики св€тых.



—лой штукатурки крепилс€ вот такими левкасными гвозд€ми-кл€ммерами. Ќа предыдущем фото видно отверстие от такого гвозд€.



¬ окна врем€ от времени загл€дывало солнышко и фрески начинали будто светитьс€ изнутри радостным теплым светом. ¬ искусстве есть такое пон€тие «обмирщение» — освобождение от жестких рамок традиции, предписанной церковью, усиление светского начала. ¬от это в полной мере относитс€ к стенописи в храме »оанна ѕредтечи — така€ она жива€, человеческа€. 



ј теперь о грустном. ¬от, один из немногих сохранившихс€ на нижней части здани€ храма уникальных изразцов.



Ѕольшинство других уничтожено чьими-то безжалостными руками. ¬сюду, куда может достать человеческа€ особь, изразцы XVII века разбиты, вырваны из гнезд, просто исцарапаны чем-то.



Ќа всей стене — ни одного целого изразца. ¬се, что с такой любовью и талантом сделано нашими предками, изуродовано потомками без роду и племени. ÷ерковь стоит на берегу реки  оторосль, место это заводска€ окраина, ходит там, кто попало. ” самой красивой €рославской церкви, котора€ внесена с охранный список ёЌ≈— ќ, нет даже ограды, она никак не защищена от вандалов. —мотреть на это очень т€жело.



Ѕудете в ярославле — об€зательно приезжайте сюда, к церкви »оанна ѕредтечи в “олчкове. ¬ы такого больше нигде не увидите. Ёто оно самое, насто€щее.

отсюда : http://drugoi.livejournal.com/3420021.html#cutid1

«доровый и крепкий сон – залог прекрасного самочувстви€ и долголети€. ћатрасы в “уле .ћатрацы, которые сделают ¬аш отдых максимально качественным и позвол€т навсегда забыть об утренних бол€х в спине и шее, и, как следствие,  плохом настроении.


 

–убрики:  пам€тники, достопримечательности
–осси€
ћетки:  

ѕроцитировано 11 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Ќатали€_√ладовска€   обратитьс€ по имени —реда, 24 Ќо€бр€ 2010 г. 09:02 (ссылка)
ќчень интересно, спасибо! “ака€ замечательна€ церковь! ј € туда не попала, когда была в ярославле. (((
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку