-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ANDREI-STOLIAR

 -ѕодписка по e-mail

 

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2009
«аписей: 3850
 омментариев: 27744
Ќаписано: 45772


–осси€ и мир. ¬алерий Ўамбаров: Ђ–усь была богаче «ападаї

ѕонедельник, 27 јвгуста 2012 г. 20:26 + в цитатник

¬ нашей стране ещЄ с XVIII–XIX вв. внедрилась весьма своеобразна€ методика изучени€ истории. ќтдельно преподноситс€ всемирна€ (а на самом деле, истори€ западной цивилизации) и отдельно отечественна€. ј дл€ оценок выбран единственный критерий «прогресса» – когда и на каком этапе –осси€ «догон€ла» ≈вропу.

«ачем ей требовалось играть в догон€лки, подразумеваетс€ автоматически. — одной стороны – «сонное царство», невежество, гр€зь, нищета, рабство. — другой – блест€ща€ ‘ранци€, мудра€ јнгли€, роскошна€ »тали€, делова€ и аккуратна€ √ермани€… Ќо если от «общепризнанных» стереотипов перейти к реальности, подобное сопоставление сразу даЄт трещины.
ƒело в том, что все западные авторы имели (и имеют) вполне пон€тную тенденцию приукрашивать и лакировать своЄ прошлое. ƒл€ российских историков, заражЄнных либерализмом и «западничеством», было характерным обратное стремление – принизить собственных предков, подстраива€сь к зарубежным мнени€м. Ќо на формирование массовых стереотипов оказали определ€ющее вли€ние даже не предвз€тые исторические труды, а художественные романы и кинофильмы.
¬озьмем хот€ бы допетровский XVII век. ¬ –оссии, как предполагаетс€, полное «варварство», которое начнЄт выправл€ть только царь-реформатор, проруба€ «окно в ≈вропу». ј за границей – сразу предстают перед глазами образы куртуазных дам, галантных кавалеров, учЄных.

Ќу, кто не помнит €ркие картинки, как храбрые и изысканные мушкетЄры щелкают каблуками по паркету Ћувра или по парижским мостовым? ’от€ стоило бы учитывать, что подобные картинки имеют слишком мало общего с истинными фактами. «апад любил роскошь и блеск. Ќо достигались они вовсе не за счЄт научного прогресса или более совершенных общественных систем, а за счЄт чрезвычайно крутого выжимани€ соков из собственного простонародь€ и начавшегос€ ограблени€ колоний.

ƒа и блеск, если разобратьс€, оказывалс€ сомнительным. Ќапример, если уж говорить о тех же мушкетЄрах, то их было всего 2 роты, они составл€ли личную охрану корол€.  роме них, во ‘ранции было 2 полка гвардии. “олько они получали жалованье и носили форму – никаких иных регул€рных частей во ‘ранции ещЄ не существовало.

ќстальна€ арми€ собиралась из личных отр€дов вельмож, из наЄмников и представл€ла собой разномастный сброд.

¬ отличие от –оссии, где имелс€ дес€титыс€чный великолепный корпус стрельцов, а с 1630 года начали формироватьс€ полки «нового стро€»: солдатские, драгунские, рейтарские, гусарские. ¬ 1660-х гг. их было уже 75.

÷окать каблуками по паркетам мушкетЄрам было бы трудновато. ¬ их времена полы во дворцах устилали соломой. ј солому мен€ли раз в неделю. “уалетов ещЄ не было. ¬ јнглии они по€вились в 1581 г. – британцы торговали с русскими и турками и позаимствовали полезное новшество.

Ќо другие европейские государства перенимать его не спешили. ¬о ‘ранции даже сто лет спуст€ пользовались горшками, с ними по дворцу ходили особые слуги. Ќа балах и приЄмах их не хватало, господа аристократы справл€ли нужду по углам, дамы присаживались под лестницами, и одна из германских принцесс жаловалась: «ѕале-–о€ль пропах мочой». ѕоэтому у королей было по несколько дворцов. ¬рем€ от времени они переезжали, а оставленную резиденцию мыли и чистили.

Ќо и сами европейцы гигиеной не отличались.  ульт чистоты они восприн€ли гораздо позже, в XIX в. – от китайцев (в тропическом климате гр€зь вела к опасным инфекци€м). ¬ общем-то, и раньше перед глазами западных граждан был пример более здорового образа жизни: русские ходили в баню не реже двух раз в неделю.

Ќо подобный обычай иноземные гости описывали как экзотический и «варварский». ƒаже сме€лись над ним. јнгличане указывали на свои поверь€, что купание приводит к т€жЄлым болезн€м, сокрушались, что частое мытьЄ «портит цвет лица» русских женщин.

Ќи бань, ни ванн не было даже в королевских поко€х. ¬ши и блохи множились в причЄсках, под париками и считались вполне нормальным €влением. ¬ јнглии вошь называли «спутник джентльмена». ј во ‘ранции уже в конце XVII в., в эпоху Ћюдовика XIV, сборник правил хорошего тона поучал, что в гост€х за столом не надо причЄсыватьс€, дабы не поделитьс€ своими насекомыми с сосед€ми. “от же сборник наставл€л кавалеров и дам, что не мешает хот€ бы раз в день (!) помыть руки. ј ещЄ лучше при этом сполоснуть и лицо.

Ќечистоплотность и породила знаменитую французскую парфюмерию. «аглуша€ запахи пота и немытого тела, аристократы щедро поливались духами – они тогда напоминали крепкие одеколоны. ј чтобы скрыть гр€зь, прыщи и угри, дамы обсыпали лицо, плечи и грудь толстенным слоем пудры. ”влекались и притирани€ми, кремами и эликсирами из самых сомнительных компонентов, нередко довод€ себ€ до экзем и рожистого воспалени€.

 ушали в ≈вропе, как правило, руками. ¬ нашей стране вилки употребл€лись ещЄ со времЄн  иевской –уси, они найдены и при раскопках ћосквы. ¬ »талии вилки по€вились в конце XVI в., а во ‘ранции внедрились лишь в XVIII в.

ј кровати делались огромных размеров. ¬ них укладывались муж, жена, дети, вместе с семьЄй могли положить и гост€. ј слуги и подмастерь€ ночевали на полу, вповалку.

» речь европейцев очень отличалась от изысканных оборотов, привычных нам по романам и фильмам. “ак, один из мемуаристов передаЄт диалог тогдашних аристократов. √ерцог де ¬андом интересуетс€: «¬ы, наверное, примете сторону де √иза, раз уж вы (непристойное слово)... его сестру?» Ќа что маршал Ѕассомпьер отвечает: «Ќичего подобного, € (непристойное слово)... всех ваших тЄток, но это не значит, что € стал вас любить».

„то касаетс€ рыцарского отношени€ к дамам, то и эти представлени€ перекочевали в наше сознание из романов XIX в. ј в эпоху ¬озрождени€ германский поэт –еймер фон ÷веттен рекомендовал мужь€м «вз€ть дубинку и выт€нуть жену по спине, да посильнее, изо всей силы, чтобы она чувствовала своего господина и не злилась».  нига «ќ злых женщинах» учила, что «осЄл, женщина и орех нуждаютс€ в ударах». ƒаже двор€не откровенно, за деньги, продавали красивых дочерей корол€м, принцам, аристократам. ѕодобные сделки считались не позорными, а крайне выгодными. ¬едь любовница высокопоставленного лица открывала пути и к карьере, и к обогащению родных, еЄ осыпали подарками. Ќо могли подарить другому, перепродать, отлупить.

јнглийский король √енрих VIII в приступах плохого настроени€ так избивал фавориток, что они на несколько недель «выходили из стро€». ј на простолюдинок нормы галантности вообще не распростран€лись. — ними обращались, как с предметом дл€ пользовани€.

’оз€йство европейских стран оставалось преимущественно аграрным.  ресть€не составл€ли 90–95% населени€.  рупных городов было мало — ѕариж (400 тыс. жителей), Ћондон (200 тыс.), –им (110 тыс.). —токгольм,  опенгаген, Ѕристоль, јмстердам, ¬ена, ¬аршава – 20–40 тыс. жителей, а население большинства городов не превышало 5 тыс. Ќо характерной их чертой была гр€зь и скученность (до 1000 человек на гектар). ƒома втискивались в узкое пространство крепостных стен, их строили в 3–4 этажа, а ширина большинства улиц не превышала 2 метров.  ареты через них не проходили. Ћюди пробирались верхом, пешком, а богачей слуги носили в портшезах.

ƒаже в ѕариже была вымощена только одна улица, бульвар —оurs lа Rеinе €вл€лс€ единственным местом прогулок знати, куда выбирались «себ€ показать». ѕрочие улицы не мостились, тротуаров не имели, и посреди каждой шла канава, куда пр€мо из окон выбрасывались отходы и выплЄскивалось содержимое горшков (ведь в домах туалеты тоже отсутствовали). ј земл€ в городе стоила дорого, и чтобы занимать меньшую площадь, второй этаж имел выступ над первым, третий над вторым, и улица напоминала тоннель, где не хватало света и воздуха, скапливались испарени€ от отбросов.

ѕутешественники, приближа€сь к крупному городу, издалека ощущали смрад. Ќо горожане привыкали и не замечали его. јнтисанитари€ нередко вызывала эпидемии. ќспа прокатывалась примерно раз в 5 лет. Ќаведывались и чума, дизентери€, мал€ри€. “олько одна из эпидемий, 1630–31 гг., унесла во ‘ранции 1,5 млн жизней. ¬ “урине, ¬енеции, ¬ероне, ћилане вымерло от трети до половины жителей.

ƒетска€ смертность была очень высокой, из двух младенцев выживал один, остальные угасали от болезней, недоедани€. ј люди за 50 считались стариками. ќни и вправду изнашивались – бедные от лишений, богатые от излишеств.

Ќа всех дорогах и в городах свирепствовали разбойники. »х р€ды пополн€ли разорившиес€ двор€не, обнищавшие кресть€не, безработные наЄмники. ¬ ѕариже каждое утро подбирали по 15–20 ограбленных трупов. Ќо если бандитов (или м€тежников) ловили, расправл€лись безжалостно.

ѕубличные казни во всех европейских странах были частым и попул€рным зрелищем. Ћюди оставл€ли свои дела, приводили жЄн и детей. ¬ толпе сновали разносчики, предлага€ лакомства и напитки. «натные господа и дамы арендовали окна и балконы ближайших домов, а в јнглии дл€ зрителей специально строили трибуны с платными местами.

Ќо к крови и смерти на «ападе настолько привыкли, что дл€ запугивани€ уголовных и политических преступников их оказывалось недостаточно. »зобретались как можно более мучительные расправы. ѕо британским законам, за измену полагалась «квалифицированна€ казнь». „еловека вешали, но не до смерти, вытаскивали из петли, вскрывали живот, отрезали половые органы, отрубали руки и ноги и под конец — голову. ¬ 1660 г. —. ѕинс описывал: «’одил на „аринг-кросс смотреть, как там вешают, выпускают внутренности и четвертуют генерал-майора ’аррисона. ѕри этом он выгл€дел так бодро, как только возможно в подобном положении. Ќаконец с ним покончили и показали его голову и сердце народу – раздались громкие ликующие крики».

¬ той же јнглии за другие преступлени€ постепенно, по одной, ставили на грудь приговорЄнному гири, пока он не испустит дух. ¬о ‘ранции, √ермании и Ўвеции часто примен€ли колесование. ‘альшивомонетчиков варили заживо в котле или лили расплавленный металл в горло. ¬ ѕольше сажали преступников на кол, поджаривали в медном быке, подвешивали на крюке под ребро. ¬ »талии проламывали череп колотушкой.

ќбезглавливание и виселица были совсем уж обычным делом. ѕутешественник по »талии писал: «ћы видели вдоль дороги столько трупов повешенных, что путешествие становитс€ непри€тным». ј в јнглии вешали брод€г и мелких воришек, утащивших предметы на сумму от 5 пенсов и выше. ѕриговоры единолично выносил мировой судь€, и в каждом городе в базарные дни вздергивали очередную партию провинившихс€.

¬от и спрашиваетс€, в каком отношении наша страна должна была «догон€ть» ≈вропу? ѕравда, мне могут напомнить, что на «ападе существовала система образовани€, университеты.

Ќо и тут стоит внести поправку – эти университеты очень отличались от нынешних учебных заведений. ¬ них изучали богословие, юриспруденцию и в некоторых – медицину.

≈стественных наук в университетах не было. ѕроходили, правда, физику. Ќо она (наука об устройстве природы) считалась гуманитарной, и зубрили еЄ по јристотелю.

ј в результате университеты плодили пустых схоластов да судейских крючкотворов. Ќу а медицина оставалась в зачаточном состо€нии. ќбщепризнанными средствами от разных болезней считались кровопускани€ и слабительные. Ѕезграмотным лечением уморили королей ‘ранциска II, Ћюдовика XIII, королеву ћарго, кардинала –ишелье. ј ведь их-то лечили лучшие врачи! Ѕолее совершенные учебные заведени€ начали по€вл€тьс€ лишь на рубеже XVI–XVII вв. – школы иезуитов, ораторианцев, урсулинок. “ам преподавалась уже и математика.

  области «науки» европейцы относили магию, алхимию, астрологию, демонологию. ¬прочем, о какой образованности можно вести речь, если в 1600 г. в –име сожгли ƒжордано Ѕруно, в 1616 г. запретили труд  оперника «ќб обращении небесных тел», в 1633 г. √алиле€ заставили отречьс€ от доказательств вращени€ «емли. јналогичным образом в ∆еневе сожгли основоположника теории кровообращени€ ћигел€ —ервета. ¬езали€ за труд «ќ строении человеческого тела» уморили голодом в тюрьме.

» в это же врем€ по всем западным странам увлечЄнно сжигали «ведьм». ѕик жестокой вакханалии пришЄлс€ отнюдь не на «тЄмные» времена раннего —редневековь€, а как раз на «блест€щий» XVII в. ∆енщин отправл€ли на костры сотн€ми. ѕричЄм университеты активно поучаствовали в этом! »менно они давали «учЄные» заключени€ о виновности «ведьм» и неплохо зарабатывали на подобных научных изыскани€х.

„то же касаетс€ –оссии, то она в данную эпоху развивалась энергично и динамично. ≈Є нередко посещали иностранные купцы, дипломаты. ќни описывали «много больших и по-своему великолепных городов» (ќлеарий), «многолюдных, красивой, своеобразной архитектуры» (’уан ѕерсидский). ќтмечали «храмы, из€щно и пышно разукрашенные» ( ампензе), восхищались: «Ќельз€ выразить, кака€ великолепна€ представл€етс€ картина, когда смотришь на эти блест€щие главы, вознос€щиес€ к небесам» (Ћизек).

–усские города были куда более просторными, чем в ≈вропе, при каждом доме имелись большие дворы с садами, с весны до осени они утопали в цветах и зелени.

”лицы были раза в три шире, чем на «ападе. » не только в ћоскве, но и в других городах во избежание гр€зи их устилали брЄвнами и мостили плоскими дерев€нными плахами. –усские мастера удостоились самых высоких оценок современников: «√орода их богаты прилежными в разных родах мастерами» (ћихалон Ћитвин). —уществовали школы при монастыр€х и храмах – их устраивал ещЄ »ван √розный.

Ѕыл городской транспорт, извозчики – вплоть до конца XVII в. иноземцы рассказывали о них как о диковинке: у них такого ещЄ не было. Ќе было у них и €мской почты, св€зывавшей между собой отдалЄнные районы. «Ќа больших дорогах заведЄн хороший пор€док. ¬ разных местах держат особых кресть€н, которые должны быть наготове с несколькими лошадьми (на 1 деревню приходитс€ при этом лошадей 40–50 и более), чтобы по получении великокн€жеского приказа они могли немедленно запр€гать лошадей и спешить дальше» (ќлеарий). ќт ћосквы до Ќовгорода доезжали за 6 дней.

ѕутешественники сообщали о «множестве богатых деревень» (јдамс). ««емл€ вс€ хорошо засе€на хлебом, который жители везут в ћоскву в таком количестве, что это кажетс€ удивительным.  аждое утро вы можете видеть от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой» („енслер).

» жили-то русские очень неплохо. ¬се без исключени€ чужеземцы, побывавшие в –оссии, рисовали картины чуть ли не сказочного благоденстви€ по сравнению с их родными странами!

«емл€ «изобилует пастбищами и отлично обработана...  оровьего масла очень много, как и вс€кого рода молочных продуктов, благодар€ великому обилию у них животных, крупных и мелких» (“ь€поло). ”поминали «изобилие зерна и скота» (ѕеркамота), «обилие жизненных припасов, которые сделали бы честь даже самому роскошному столу» (Ћизек).

» всЄ это было доступно каждому! «¬ этой стране нет бедн€ков, потому что съестные припасы столь дЄшевы, что люди выход€т на дорогу отыскивать, кому бы их отдать» (’уан ѕерсидский – очевидно, име€ в виду раздачу милостыни). «¬ообще во всей –оссии вследствие плодородной почвы провиант очень дЄшев» (ќлеарий).

ќ дешевизне писали и Ѕарбаро, ‘летчер, ѕавел јлеппский, ћаржерет,  онтарини. »х поражало, что м€со настолько дЄшево, что его даже продают не на вес, «а тушами или руб€т на глазок». ј кур и уток часто продавали сотн€ми или сороками.

¬одились у народа и денежки.  ресть€нки носили большие серебр€ные серьги (‘летчер, Ѕрембах). ƒатчанин –оде сообщал, что «даже женщины скромного происхождени€ шьют нар€д из тафты или дамаска и украшают его со всех сторон золотым или серебр€ным кружевом». ќписывали московскую толпу, где «было много женщин, украшенных жемчугом и увешанных драгоценными камень€ми» (ћасса). ”ж наверное, в толпе теснились не бо€рыни.

ћейерберг приходил к выводу: «¬ ћоскве такое изобилие всех вещей, необходимых дл€ жизни, удобства и роскоши, да ещЄ получаемых по сходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире». ј немецкий дипломат √ейс, рассужда€ о «русском богатстве», констатировал: «ј в √ермании, пожалуй, и не поверили бы».

 онечно же, благососто€ние обеспечивалось не климатом и не каким-то особенным плодородием.  уда уж было нашим северным кра€м до урожаев ≈вропы! Ѕогатство достигалось чрезвычайным трудолюбием и навыками кресть€н, ремесленников.

Ќо достигалось и мудрой политикой правительства. —о времЄн —муты –осси€ не знала катастрофических междоусобиц, опустошительных вражеских вторжений (восстание –азина по масштабам и последстви€м не шло ни в какое сравнение с французской ‘рондой или английской революцией).

÷арска€ арми€ неизменно громила любых непри€телей – пол€ков, шведов, татар, персов, под „игирином похоронила две турецких армии, под јлбазином и Ќерчинском остановила агрессию маньчжуров и китайцев. ƒа и правительство не обирало народ. ¬се иноземные гости признают – налоги в –оссии были куда ниже, чем за рубежом. ћало того, царь реально защищал подданных от притеснений и беззаконий. —амый распоследний холоп мог передать жалобу непосредственно государю!

ƒокументы показывают, что властитель реагировал, вмешивалс€, оберега€ «правду». ј в результате народ не разор€лс€.  упцы, кресть€не, мастеровые имели возможность расшир€ть свои хоз€йства, поставить на ноги детей. Ќо от этого выигрывало и государство…

  слову сказать, и эпидемии случались гораздо реже, чем в «цивилизованной» ≈вропе. «¬ –оссии вообще народ здоровый и долговечный... мало слышали об эпидемических заболевани€х... встречаютс€ здесь зачастую очень старые люди» (ќлеарий).

ј если уж продолжать сопоставление, то и крови лилось намного меньше. «ѕреступление крайне редко караетс€ смертью» (√ерберштейн); ««аконы о преступниках и ворах противоположны английским. Ќельз€ повесить за первое преступление» („енслер).  азнили лишь за самые страшные преступлени€, причЄм смертные приговоры утверждались только в ћоскве – лично царЄм и Ѕо€рской думой. » уж таких садистских безумств, как массовые охоты на ведьм, наши предки не знали никогда…

¬от так рассыпаютс€ байки о дикой и забитой –уси – и о просвещЄнной, изысканной ≈вропе. ¬прочем, хочетс€ оговоритьс€: автор отнюдь не стремитс€ опорочить и оскорбить западноевропейцев. ” них имелись свои свершени€, достижени€ и идеалы. Ќо не стоило бы, отдава€ им должное, порочить русских.

»сточник

—мотреть также:

ƒень ¬еликой –усской ѕобеды

“айна библиотеки ярослава ћудрого

 ј«ј » Ѕ≈–”“ ѕ≈ »Ќ

¬оспитание воинов на –уси

»—“ќ–»я ƒ¬”√Ћј¬ќ√ќ ќ–Ћј –ќ——»»


“акже интересно:

 

–убрики:  –осси€
ћетки:  

ѕроцитировано 12 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



SPACELilium   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 27 јвгуста 2012 г. 20:54 (ссылка)
Ѕлагодарю ¬ас!
„то же случилось?
ѕочему сейчас все не так.. где богатство –усского народа?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 27 јвгуста 2012 г. 21:05ссылка
разворовали и до сих пор разворовывают((
Ќадежда-јриана   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 27 јвгуста 2012 г. 21:39 (ссылка)
ќчень познавательно!! Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕогомолка   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 јвгуста 2012 г. 09:16 (ссылка)
¬се верно - изучение нашей истории давно пора пересмотреть. » еще надо разобратьс€ - кто варвары, а кто просто свиньи...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 28 јвгуста 2012 г. 09:48ссылка
—огласен полностью
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку